RU EN TR UA

От Конституции суверенной тюркской Республики Саха (Якутия) остались «рожки да ножки» - эксперт

12 июня 2012 г. • 17:41
От Конституции, которая позволяла президенту принимать решения о дислокации воинских формирований на территории республики и объявляла землю, недра, воды, леса, воздушное пространство и даже континентальный шельф собственностью республики и неотъемлемым достоянием народа Республики Саха, остались "рожки да ножки". Такого мнения придерживаются якутские журналисты, которые решили выяснить, что осталось от Конституции суверенной тюркской Республики Саха (Якутия), принятой 4 апреля 1992 года.

"Весной 1994 года Конституция Республики Саха достигла пика в своем развитии. Этот период можно назвать «расцветом суверенитета» - с точки зрения степени автономности, размеров собственности и перечня полномочий субъекта. Дальнейшие изменения Конституции можно рассматривать как медленное отступление по всем фронтам. Впрочем, до прихода к власти в Кремле Владимира Путина, вольница в национальных республиках продолжалась. Например, в январе 1995 года, пока российская армия неумело и кроваво воевала с бандформированиями в Чечне, президент Михаил Николаев издал указ, позволявший гражданам Якутии отказываться от участия в боевых действиях в случае их призыва на воинскую службу", - пишет Роман Мандзяк в газете «Наше время», на которую ссылается издание SakhaLife.

По мнению автора, именно с приходом к власти Путина в РФ началось строительство вертикали власти, сопровождающееся регулярным приведением конституций национальных республик в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом изначально Москва занялась ликвидацией эксклюзивных экономических прав Якутии.

"Речь идет о денонсации заключенного в марте 1992 года соглашения между Россией и Якутией, согласно которому 20 процентов ювелирных алмазов, добываемых в республике, оставались в ее распоряжении. С потерей экономической самостоятельности, Якутия продолжила терять и политическую силу", - пишет автор.

Как отмечается, далее переписали пятую статью конституции - отныне недра, природные богатства, леса, поля, звери, рыбы и воздушное пространство перестали быть собственностью Якутии и ее народа, и перешли в «совместное ведение» Российской Федерации и Якутии.

"К чему это привело сегодня – всем известно: распоряжение всеми видами ценных природных ресурсов осуществляется из Москвы", - пишет Мандзяк.

По его словам, затем Москва принялась за отдельные формулировки. Так, выражение "нашего суверенного государства" было заменено на «государства в составе Российской Федерации». Таким же образом, поступили и с некоторыми другими предложениями, содержащими в себе слово "суверенный".

Автор подчеркивает, что все эти уступки были сделаны тогдашним президентом республики Михаилом Николаевым.

"На свой первый срок в 1991 году Николаев шел под флагом суверенитета, однако спустя десять лет, по иронии судьбы, он стал одним из инициаторов первых поправок, ущемлявших интересы республики... Скорее всего, он пытался таким образом засвидетельствовать свою лояльность крепнущей федеральной власти и заодно заручиться ее поддержкой на выборах президента", - пишет Мандзяк.

Однако Николаев не смог выиграть выборы - Москва остановила свой выбор на кандидате русского происхождения - Вячеславе Штырове. При нем же произошел буквально парад поправок в Конституцию суверенного якутского государства, целью которых стала окончательная ликвидация суверенитета.

Теперь ни президенту, ни главе Ил Тумэна (Государственного собрания) вовсе необязательно было знать якутский язык. Также был отменен "ценз оседлости" в 15 лет.

"Новый удар был нанесен по экономической самостоятельности Якутии: из статьи 38 Конституции исключено полномочие по формированию валютного фонда. Еще один случайно затерявшийся в тексте «суверенитет» исключили из ст. 49, заменив его на «национально-государственный статус». Раздел о внешних связях насытили ссылками на Конституцию РФ и федеральное законодательство... Якутский парламент потерял право прямо приостанавливать действие федеральных законов на своей территории, а мог лишь ставить вопрос перед Москвой об их «неправильности». Из ст. 65 (о президенте) убрали еще одно слово «суверенитет» и заменили его на «государственный статус». 

Далее отмечается, что Москва использовала теракт в Беслане, как повод для дальнейшего урезания полномочий национальных республик, в том числе Якутии. Также была окончательно исключена их текста Конституции статья о гражданстве Республики Саха.


Некоторые поправки в Конституцию республики, сделанные в последние годы правления московского ставленника Штырова, снова затронули государственно-национальный статус. 


"Так, была поправлена статья 69, отныне Президентом РС(Я) может стать любой гражданин РФ, «соответствующий требованиям федерального законодательства». Раньше возглавить Якутию имел право лишь гражданин Якутии. Хронологически последние изменения Основного закона датируются 17 июня 2009 года. Они затронули преамбулу Конституции: сюда был добавлен обширный исторический пассаж, описывающий историю появления государственности республики, начиная с 17 века, времени прихода русских казаков", - пишет автор.

По его словам, кроме того, из текста преамбулы убрали словосочетание «граждане республики», заменив его на безликое «каждый».

"Таким образом, за двадцать лет от Конституции республики - если отталкиваться от оригинального варианта образца 1992 года - остались «рожки да ножки». Причем в этом поправочном «пире» самое деятельное участие приняла (да и продолжает принимать) вся якутская политическая элита – руководители исполнительной, законодательной власти, Конституционного суда РС(Я) и, разумеется, народные депутаты", - говорится в статье.