RU EN TR UA

О событиях в Азербайджане после оккупации его XI Красной Армией

27 апреля 2010 г. • 19:20
Известный американский ученый польского происхождения Тадеуш Святоховский (Свентоховский, Tadeusz Świętochowski):

За две недели до переворота (оккупации Азербайджана – сост.) Ленин назначил уполномоченным по вопросу о поставке Бакинской нефти А.П.Серебровского, который сразу же после вторжения Красной Армии в Азербайджан организовал отправку нефти в Россию…

Через месяц после захвата Баку… начались брожения среди азербайджанцев, оправившихся от деморализующего шока, причиненного молниеносной оккупацией… начались настоящие сражения за Азербайджан…

Гянджинский гарнизон, состоящий из 1800 человек, взбунтовался и в ночь с 28 на 29 апреля занял мусульманскую часть города. После прибытия по железной дороге крупных сил Красной Армии, Гянджа была взята в кольцо. 29 мая русские предприняли ряд атак, но были отброшены назад, понеся при этом тяжелые потери. Но применение тяжелой артиллерии предопределило судьбу города. Около тысячи мятежников погибли, другим удалось бежать в горы, где уже формировались вооруженные группы. Последовавшие за этим репрессии были массовыми и жестокими. Были произведены массовые казни… За пределами Гянджи жертвами стали 6 генералов, 6 полковников, 3 майора, 7 капитанов. Большинство последних были в числе 79-ти человек, расстрелянных на острове Наргин на следующий после начала гянджинского мятежа день…

Красным угрожало еще одно восстание в Закаталах… В Кубинском уезде Хафиз Эфендиев собрал отряд численностью 5000 человек, в Карабулаке действовали партизанские силы под руководством Джаммад бека, в Карадагли лидером партизан был Хан Ширванский… В конце года (1920 – сост.) Ленкорань стала местом крупного восстания, которое было подавлено лишь в результате сложных военных операций…(1)

-----------------------------------

70 лет под грифом «Совершенно секретно» хранился очерк «Трагедия Азербайджана» - он был опубликован лишь в 1990 году сотрудником АН Азербайджана А.Рустамовым. Автор очерка Алескер Мамед оглы Аскеров-Кенгерлинский, военный атташе Азербайджанской Республики в Турции до середины 1922 года, когда он был отослан обратно в Баку, 15 июня 1922 года Самсунское консульство информировало советское посольство в Анкаре «о пропаже Аскерова» по пути в Азербайджан. На наш взгляд, Аскерова просто убрали чекисты, уж слишком много правды было о деяниях большевиков в Азербайджане в его очерке «Трагедия Азербайджана». Очерк, по мнению А.Рустамова, написан в марте-апреле 1922 года, хотя по жанру это, скорее всего, статья пламенного патриота. В ней много нареканий и в адрес парламента Азербайджанской Демократической Республики:

В парламенте лидером фракции социалистов, куда входили большевики, был Самед ага Агамали оглы, крайне левым членом фракции был Али Гейдар Караев, под покровительством которого велась вся губительная и беззастенчивая пропаганда русских большевиков в Баку и во всем Азербайджане. Фракция «Дашнакцутюн» была представлена Малказяном и др., которые работали и инспирировали восстания в Карабахе. Были в парламенте и национальные меньшинства и фракция «славяно-русского общества». Словом, свора бездельников, собравшихся не для блага Азербайджана, а сделавшаяся язвой в сердце его и своей глупостью и раздорами злоупотреблявшая доверием народа и доведшая его до таких кошмарных дней…

Вступившая в Баку армия (речь идет о XI Красной Армии – сост.) представляла собой сброд оборванцев и санкюлотов всех возрастов и положений… встречались сплошь и рядом оборванные, босые и грязные люди, которых можно было принять за кого угодно, только не за рядового регулярной армии. На этих исхудалых, изможденных, запыленных и полуголодных людей было жалко смотреть. Можно себе представить, с какой жадностью бросились эти полчища на цветущий и богатый край…

Я не в силах описать все отдельные случаи бессмысленных и бесцельных жестокостей… пьяных матросов, красноармейцев и чекистов; грабежи, оскорбления, надругательства над основными правами человека; изнасилования женщин и тому подобные бесчисленные факты преступлений разнузданных и озверелых хамов…

В Гяндже большевики, ликвидировав восстание, перебили до 13000 мусульман, главным образом детей, женщин и стариков…

Так как материал обо мне был недостаточен, меня перевели в ЧК в Баку, прямо в лапы знаменитого Панкратова. Я встретил здесь массу военных, начиная от офицеров самых младших чинов и кончая военным министром, генералом Мехмандаровым со всем штабом. Не буду перечислять всех издевательств и надругательств над ними, укажу лишь, что военному министру, всеми уважаемому старику, было предложено чистить отхожие места; и когда мы, молодые офицеры, бросились исполнить за него, часовой-армянин, бывший полицейский, грубо отстранил нас, заявив, что вычистить клозет должен Мехмандаров, хотя бы своей бородой…

Пора, наконец, перестать закрывать глаза на все вопиющие факты, пора перестать прислушиваться к бессмысленным трескучим фразам типа «пролетарии всех стран, соединяйтесь», пора вспомнить, что все, пачкающие свое имя в этих красных помоях, ответят, и дорого ответят перед родиной и всем Востоком…

В первый год хозяйничанья большевиков в Азербайджане были перебиты:

генералов – 12, полковников и подполковников – 27, капитанов и штабс-капитанов, поручиков и подпоручиков – 46, прапорщиков и подпрапорщиков – 148, остального звания – 266, все мусульмане.

Из вышеуказанных лиц, занимавших высшие командные чины в азербайджанской армии, я назову следующих генералов и штабс-офицеров, никакого участия в восстании не принимавших (речь идет о восстании против большевиков и XI армии во второй половине 1920 года – сост.):

Сулькевич (быв. Председатель Крымского правительства), И.Усуббеков, Гашимбеков, принц Эманулла Мирза Каджар, принц Кязим Мирза Каджар, Гадим бек Гейтабаши, Габиб бек Салимов, С.Герай Тлехас, Макаев, Рустам бек Шихлинский, Алиев, Искендер бек Сейхулин…

Всего по имеющимся непроверенным сведениям за время с апреля 1920 года по август 1921 года погибло в Азербайджане от красного террора до 48 тысяч человек, значительная часть которых падает на долю интеллигенции. Принесенные Азербайджаном в эти траурные и кровавые дни жертвы оказались недостаточными нашим соседям; от грязных рук армян-дашнаков погибли Фатали хан Хойский, д-р Гасан бек Агаев, Бейбуд бек Джаваншир, спасшие от большевиков и гнусно убитые из-за угла подосланными убийцами. Нет сомнения, что эти политические убийства выдающихся государственных людей Азербайджана преследовали одну цель: лишить азербайджанский народ столь необходимых ему в нужный момент руководителей… (2)

На первом заседании военного трибунала в Баку в мае 1920 года, через несколько дней после оккупации Азербайджана XI Красной армией, было рассмотрено «уголовное дело» в связи с убийством Али Байрамова, большевика, убитого уголовниками. Процесс проходил в здании нынешнего Тетра Оперы и Балета. В качестве государственного обвинителя выступал Алигейдар Караев. «Показательный процесс» длился восемь дней, никто из обвиняемых не признал себя виновным, но тем не менее 15 человек, в том числе генерал Мурад Гирей Тлехас, губернатор Баку, были приговорены к расстрелу. И, конечно, суд был скорый…

(Из личного архива Хафиза Садыга)

П р и м е ч а н и е: упоминаемый генерал Мехмандаров Самедбек, с блестящим послужным списком, в прошлом генерал артиллерии в русской армии; генерал Сулкевич Сулейман бек, из литовских татар, был помощником Мехмандарова, позже – начальник штаба армии Азербайджанской Республики.

--------------------------------------
1. Тадеуш Святоховский. Русский Азербайджан. 1905 – 1920. Хазар, 1990, №3, с.56, 58, 59.
2. А.М.Аскеров. Трагедия Азербайджана//Хазар, 1990, №3, с.78-79, 81, 84, 87.

Опубликовано на основе материалов из книги М.Садыхлы «Ответ тебе даст история...» (изд-во «Мутарджим», Баку, 1995).