Москва может перетянуть Анкару в свой лагерь?

1 декабря 2014 г. • 00:39
Путин и Эрдоган (архив)
Путин и Эрдоган (архив)
1 декабря глава РФ Владимир Путин собирается посетить Турцию с рабочим визитом и принять участие в пятом заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня. Все это говорит об экономической направленности предстоящих встреч и собраний, однако ясно, что острые политические вопросы также не останутся без внимания в ходе завтрашнего визита.

И Турция, и Россия достаточно активно присутствуют в регионах, к которым ныне приковано внимание всей мировой общественности. Речь о Ближнем Востоке (сирийский кризис, плюс угроза террористов ИГИЛ) и северном Причерноморье (оккупация Россией Крыма и поддержка ею террористов на востоке Украины).

И если с экономической точки зрения (по крайней мере на первый взгляд) между Россией и Турцией особых противоречий нет, то как раз именно в тех проблемах, что приковывают взгляд мирового сообщества к вышеназванным регионам, Анкара и Москва не могут похвастать наличием друг у друга «единой» или хотя бы «неконтрастирующей» позиции.

В ситуации с Сирией нынешние власти Турции выступают за отстранение от власти уже свыше 3 лет терроризирующего свой народ сирийского президента Асада, тогда как Москва - один из важнейших союзников этого диктатора. В украинском кризисе Турция отказывается признавать законной аннексию Россией Крыма и считает полуостров украинской территорией, тогда как Москва заверяет, что и не думает возвращать Крым в состав Украины.

Правда, стороны стараются по мере возможностей обходить острые углы в политике. Стараются ради экономики. Оно и понятно. Для Турции Россия главный поставщик газа и, если можно так выразиться, - миллионов туристов, тогда как для России Турция - перспективная площадка для развития атомного бизнеса (именно российская госкорпорация строит здесь первую в этой тюркской стране АЭС).

САНКЦИИ ЗАПАДА


Турция - давний член НАТО и претендент на вступление в Евросоюз. Однако, присоединяться к санкциям Запада против России она явно не собирается.

И даже наоборот: Анкара хочет использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу - то есть освоить те ниши российского рынка, которые ныне сильно опустели из-за западных санкций и «ответных» шагов Кремля. Пока, правда, у Анкары это получается не очень: по последним данным, экспорт турецких товаров в РФ в этом году по сравнению с прошлым годом сократился более чем на полмиллиарда долларов.

В ЛАГЕРЬ МОСКВЫ?


Точнее, не в лагерь, а в организацию. Шанхайскую. Да, в последнее время все громче звучат мнения о возможности членства Анкары в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), тон в которой ныне задают Россия и Китай.

Более того, с некоторых пор активно обсуждается возможность членства Турции даже в Евразийском экономическом союзе, который создала Москва, пока что сплотив вокруг себя лишь более ли менее лояльные режимы некоторых бывших советских республик.

Что касается первой организации, хотя Запад и видит в ШОС несовместимую с его ценностями структуру, Анкара вовсе не считает ШОС альтернативой своему западному вектору развития. Как когда-то ранее говорил нынешний президент Турции Эрдоган, европейская интеграция и одновременное членство в ШОС вовсе не противоречат друг другу.

Но совсем иная картина предстает взору в вопросе Евразийского союза - главного путинского интеграционного проекта.

На Западе этот кремлевский проект рассматривают как некую реинкарнацию Советской «империи зла». И последние события в Украине (точнее, причина, по которой они разгорелись - требование к Киеву определиться «в чью лодку он сядет» - европейскую или евразийскую) продемонстрировали всему миру, что Европейский союз Евразийскому рознь.

Так в чьей же лодке будет Анкара? Президент Эрдоган сам проясняет ситуацию:

«Полноправное членство в Европейском союзе является стратегической целью Турции», - заявил он накануне на одном из международных форумов в Стамбуле, как раз перед самым визитом Путина.

Так что, в отношении путинских интеграционных проектов взгляды Анкары и Запада, все же совпадают. Эрдоган, как видно, совершенно не желает приобщаться к путинскому «евразийству». А значит, и шансов перетянуть Турцию в свой «лагерь изгоев» у Москвы практически нет.